Одесские экологи бьют тревогу: мидия на грани вымирания

Один из символов Одессы может скоро исчезнуть. Это не Дюк и не Потёмкинская лестница. Речь идёт о скромном моллюске — мидии. Гидробиологи, экологи и другие учёные который год бьют тревогу — коренная жительница волнорезов и камней постепенно вымирает. Мидия — лишь первая на очереди. Вслед за ней могут последовать другие виды.

Что сегодня происходит в глубинах Чёрного моря, выяснял Игорь Дегтяренко.

 

Мы на дне Чёрного моря. Вокруг нас захватывающий и хрупкий мир. Экосистемы постоянно меняются, и каждый раз, опускаясь под воду, исследователи обнаруживают новые сюрпризы. Одни виды приходят, другие уходят. Но чем дальше, тем меньше у одесских рыбаков поводов для радости. Неужели наши исконные ставрида, кефаль и камбала в самом деле покинули нас и уехали на ПМЖ?

Олег Ковтун, директор Гидробиологической станции, кандидат биологических наук: у берега было очень много камбалы. Потом она плавно ушла на нет, и сейчас её практически нет. Многих видов, которые одесситы привыкли со старых времён употреблять в пищу, — их сейчас нет. Той же камбалы, глоссы, очень мало и других.

Другой обитатель глубин — мидия всё чаще появляется в телесюжетах, чем на волнорезах. О том, как она себя чувствует, начали уже всерьёз беспокоиться в высших кругах. Если умрёт мидия — вода не сможет очищаться. Чужеземка-рапана убивает мидий, что называется «на корню».

некоторые камни, покрытые раньше мидиями, стали практически голыми. В тех местах, где её не ловят, где её много, она практически полностью уничтожает мидии, и это аукнется тем, что вода становится всё грязнее и грязнее. Поскольку мидия — это главный фильтратор всей природной зоны.

Одесские рыбаки — всегда на посту и видели всё сами. Вопрос «на что ловите?», даже излишен.

Дмитрий, рыбак со стажем: на мидию!
— а правда, что говорят мидий стало меньше?
— правда, она погибла вся в прошлом году. Она раскрылась от жары и погибла. 

Бычки и мидии — фундамент одесской кухни. Рыбак Дмитрий, вытягивая при нас очередного бычка, говорит, что раньше то ли рыбы было больше, то ли она ловилась быстрей.

а есть такое, что стало меньше рыбы?
— да. Стало очень меньше. В связи с тем что засыпали песком — тут были камни. Года два назад засыпало песком и всё. Бычка нет. Сейчас море забрало песок, но ничего не получилось.

Игорь Дегтяренко, корреспондент «АТВ»: вот он — главный сосед черноморской мидии. Квартирант волнорезов и камней — морской бычок.

У проблемы, как всегда, несколько сторон. Первая — прибыла к нам из южных морей и называется рапаной. Её исследованием занимаются на Одесской биостанции. Студент биофака Руслан проводит показательное вскрытие. За свою вредную жизнь этот моллюск проглотил не одну мидию.

она наползает, присасывается и силой мышц рассасывает створки. И мидия держит, затем устаёт и приоткрывается.

Чтобы понять, насколько важна мидия для экосистемы, достаточно нескольких цифр. Фильтрующая способность 1 взрослой мидии — 50 литров воды в сутки. Коврик из мидий размером метр на метр может фильтровать до 200 тонн воды. Той самой воды, которая покорно принимает человеческие выбросы и грязь. И даже обещает отдыхающим оздоровление.

Дмитрий Волков, председатель общественной организации «Акватория жизни»: сокращение количества мидий опасно тем, что мы подойдём к эпидемиологическому порогу, вода будет насыщена органикой, в которой будут размножаться болезнетворные организмы и всё что угодно. И эти канализационные стоки — раньше вся нагрузка ложилась на мидий. 

Игорь Дегтяренко: а не насобирать нам мидий на обед? Дармовой деликатес может оказаться не таким уж безобидным. Специалисты говорят, что съесть одну мидию, выловленную в районе Аркадии, — всё равно, что выпить ведро грязной воды.

Другая сторона проблемы — деятельность человека. Чистую воду любят все 1 и рыбы, и пляжники. Но может ли миллионный город решить проблему по утилизации стоков и одновременно не вредить природе?

вот я работал на «Полиграфмаше». Там всё сливалось в канализацию, эти химикаты, нарушали, конечно, всю технологию отстоя. Но всё равно была рыба и ставрида. Но потом она стала уходить. Там, где чисто. Она сейчас, эта ставрида, в Турции — там вода очень чистая.

Представители общественной организации «Акватория жизни» занимаются биологией моря уже много лет. По мнению Олега Вадюлы, городу нужен альтернативный способ переработки нечистот.

Олег Вадюла, заместитель председателя организации «Акватория жизни»: существует мировой опыт переработки стоков, которые не нуждаются в загрязнении своей акватории, то есть они не сбрасывают нечистоты себе под нос.

Не добавляет оптимизма специалистам и новость о скандально известном проекте глубоководного выпуска. В условиях Одесского залива новая труба для вывода нечистот проблему попросту не решит.

на мой взгляд, это новое ружьё под старые патроны. Фекальные воды те же, только труба немножко длиннее, она немного дальше стреляет. И практической пользы она тоже не будет особо нести, будет разве что немножко лучше растворяться. Те же фекальные воды, точно также плохо или вообще не очищенные, которые вместо 3-метровой глубины будут выливаться на 12 метров.

что 200 метров, что 400, что километр труба будет эта выливать — она как выливала грязную воду слабо очищенную, так и будет выливать. Скорость течения у нас такова, что при южном ветре эта грязная вода достигнет берега в течение нескольких часов. И не зависит от того, там 400 метров, километр, она всё равно при южном ветре будет у берега.

На малых глубинах Одесского залива эффект от выпуска вод пускай и на 4-километровом расстоянии будет нулевым. Точнее, строго отрицательным.

в разные дни, когда будут разные течения, эти потоки из трубы будут попадать на разные одесские пляжи. Если она будет ещё работать круглый год, мы будем иметь фекальные воды. Это не решение. Решение вопроса — это переработка этих сточных вод.

вот если бы вкладывали деньги в то, чтобы построить биоочистку, как во всём мире очистные сооружения, и практически чистую сливать в воду, был бы результат. А так — это пока всё вилами по воде.

Тем временем внизу об этих проблемах не слышали. Бычки мечут икру, спешат по делам морские коньки. По мнению Олега Ковтуна, процессы, происходящие в море, — цикличны. Сегодня камбалы нет — послезавтра она уродится в двойном объёме. Впрочем, в сегодняшних процессах в море мидия может пасть невинной жертвой. Кажется, идеальный способ очистки воды пока придумала только природа. Чтобы спасти ситуацию, к подводным проблемам нужно подключать общественность.

Автор: Игорь Дегтяренко

Источник: АТВ